Поиск по сайту

Бровко Л.Н. Церковь и Третий рейх (рец.)

Бровко Л.Н. Церковь и Третий рейх. СПб: Алетейя, 2009.

В своей книге историк-германист Л.Н. Бровко представляет читателю плод своих многолетних исследований по теме положения христианских конфессий в Германии в период национал-социализма.

С самого начала монография обращает на себя внимание основательностью замысла и классической структурой научного труда. Во введении дан не только подробный анализ источников и историографии по теме, но затронут и общий вопрос о роли религии в современном мире, цивилизационном кризисе начала ХХ века применительно к истории Германии и организационно-мировоззренческих изменениях в положении церкви в стране. В первой главе автор не обходит стороной и отношения нацизма к христианству, сразу характеризуя его как отторжение и рассматривая идейную эволюцию нацизма и его предшественников и этой сфере. Книга снабжена высокопрофессиональным научно-справочным аппаратом и обширной библиографией.

Поскольку любая тематика, затрагивающая историю церкви, так или иначе носит мировоззренческий, идейный и в конечном счете философский характер, автор умело и сбалансировано сочетает в структуре работы как отношение нацистского государства к основным христианским конфессиям в Германии, так и позицию самих верующих, клира, духовенства в целом, а также не оставляет без внимания и духовные проблемы, порожденные специфическим характером и политикой нацистского режима. В результате перед читателем предстает цельная картина церковного развития, его узловых и часто трагичных моментов, периодов компромиссов и конфронтации с 1933 по 1945 гг. Логичным представляется и внутреннее проблемно-хронологическое деление книги на две части, рубежом между которыми является начало Второй мировой войны в 1939 году. Внутри этих крупных хронологических периодов Л.Н. Бровко ставит проблемные вопросы о патриотизме, религиозном образовании и воспитании, ритуалах, христианской нравственности, правах человека, государственном давлении и прямом диктате, сопротивлении в рядах католической и протестантской церквей в Германии. Почти каждый из них характеризуется присутствием противоборства, в центре внимания автора постоянно находится борьба различных сил внутри церкви и вне ее по мировоззренческим и организационным вопросам. Как итог можно подчеркнуть, что книга отличается склонностью к полемичности и многофакторности, автор исследует как моменты, облегчавшие прихожанам и клиру интеграцию в режим, так и вопросы, вызывавшие стойкое неприятие вплоть до осознанного противодействия, связанного с риском для самой жизни. Рельефно и выпукло в работе представлены церковные деятели эпохи, даны их биографические портреты, но в основе всего лежит анализ их деятельности и роли в том или ином вопросе, поэтому эти характеристики не превращаются ни в сухой биографический материал, ни в литературно-житийное повествование.

В особом параграфе автор освещает деятельность образованной в 1944 г. в рамках Национального комитета «Свободная Германия» Комиссии по делам церкви, в которую вошли представители обеих конфессий – протестантской и католической. Эта тема интересна, прежде всего, появлением первых попыток критического осмысления существования церкви в рамках нацистского режима и постановкой вопросов вины и ответственности. Денацификация немцев должна была пройти и в этой сфере, казалось бы, являющейся делом совести каждого человека. Как итог развернувшихся уже после войны дискуссий можно отметить осознанное понимание обществом необходимости самостоятельной, свободной от чьего бы то ни было давления извне церковной жизни, не только недопустимости диктата со стороны государства, но и абсолютной необходимости активной позиции, противодействия таким попыткам. Под сомнение была поставлена основополагающая доктрина о безусловном подчинении государству и власти, данной Богом, что стало очень важным для обновления политической культуры немецкой нации в целом. Этот опыт привел к практическим результатам в конституировании практически заново Евангелической церкви Германии и даже в условиях ГДР способствовал относительной самостоятельности церкви от государственного аппарата. Однако новые испытания в условиях раздела страны и идеологического противостояния оказались нелегкими даже по сравнению с годами нацистской диктатуры.

Л.Н. Бровко делает свой основной вывод о чрезвычайной противоречивости истории церкви в период нацизма и тяжелом кризисе, отмеченном, прежде всего, противостоянием различных течений и групп, а также теологических концепций. Целью некоторых из них было открытое сращивание церкви с национал-социализмом, приспособление к ценностным ориентациям режима, в том числе откровенно несовместимым ни с христианскими, ни с общечеловеческими моральными принципами. В заключительной части Бровко рассматривает также вопрос актуальности опыта христианских церквей Германии применительно к современности и глобальным проблемам сегодняшнего мира. Автор резюмирует, что «судя по общей картине происходящего в христианском мире, мучительный путь к истинному христианству, к самим себе, продолжается. Есть и надежда» (С. 432).

Монография Л.Н. Бровко предназначена не только для историков-германистов, но и для всех, кто интересуется новейшей историей Германии, она может быть с успехом использована в ходе преподавания немецкой истории на гуманитарных факультетах вузов Российской Федерации.

Заведующий кафедрой германских языков и культур

ФИЯиР МГУ имени М.В. Ломоносова

доктор исторических наук, профессор В.В. Захаров